Ваши персональные данные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) обрабатываются на сайте в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим — пожалуйста, покиньте этот сайт. В противном случае это будет являться согласием на обработку ваших персональных данных.

Бесплатная горячая линия по пожарной безопасности
8 (800) 55-06-112
119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д.40/2 стр.3, оф.125
info@niiopb.ru / Схема проезда
Главная страница Новости Закон о совершенствовании контрольной деятельности и лицензирования подписан президентом РФ

Закон о совершенствовании контрольной деятельности и лицензирования подписан президентом РФ

Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в федеральное законодательство, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности и лицензирования. В документе, в частности, получило развитие важнейшее направление реформы контрольно-надзорной деятельности — внедрение риск-ориентированного подхода при организации проверок.Точечные изменения, внесённые в законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», позволят продолжить переход на «умный» госконтроль, пока фундаментальный законопроект о государственном и муниципальном контроле находится на рассмотрении в Госдуме.

Реформа госконтроля, которая проводится под эгидой Открытого правительства и при активном участии Экспертного совета при правительстве РФ, направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства.

Подписанный закон находится абсолютно в контексте реформы, соответствует её целям и задачам. Он вносит в 294-ФЗ точечные изменения, которые способствуют развитию риск-ориентированного подхода в части лицензионного контроля и в части вопросов муниципального контроля. Он совершенствует систему работы индикаторов риска, механизмов профилактики, многих направлений, которые остаются значимыми в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Эти изменения полностью соответствуют духу и букве большого закона о государственном контроле и надзоре, который ещё проходит обсуждение», — говорит член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

В подписанном законе, в частности, уточняются понятия «федеральный государственный контроль (надзор)» и «региональный государственный контроль (надзор)». Документ закрепляет полномочия региональных властей вводить риск-ориентированный подход в отношении региональных видов контроля. Так, перечень видов федерального государственного контроля и надзора, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, согласно документу, должен определяться правительством РФ. А перечень видов регионального госконтроля устанавливается высшим исполнительным органом гос.власти субъекта РФ. При этом правительство может определить виды регионального контроля и надзора, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

Критерии, по которым деятельность юрлиц,индивидуальных предпринимателей и производственных объектов относится к той или иной категории риска или классу опасности, в рамках регионального госконтроля также определяет высший исполнительный орган субъекта РФ. Общие требования к критериям может определять и правительство.

Закон устанавливает новые требования к периодичности плановых проверок в рамках лицензионного контроля, связанные с возможностью применения риск-ориентированного подхода. Основанием для проведения внеплановых проверок могут стать индикаторы риска нарушения обязательных требований, если такая возможность прописана в положении о виде федерального госконтроля.

В законодательство о лицензировании вводятся положения об особенностях осуществления лицензионного контроля с применением риск-ориентированного подхода. Порядок лицензионного контроля за конкретным видом деятельностидолжен устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, его утверждает правительство. Некоторые виды деятельности могут быть освобождены от лицензионного контроля, если это прописано в положении.

Кроме того, федеральный закон дополняет правила контроля за соблюдением обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Проект по реформированию контрольно-надзорной деятельности в 2016 году был включён в число приоритетных проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В рамках реформы уже реализуются подходы, закрепляющие принципы «новой безопасности» граждан, партнёрские отношения с предпринимателями и отказ от «палочной» системы проверок. Реформа предусматривает переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

В феврале 2018 года Госдума в первом чтении приняла проект ключевого закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», который закрепляет новые механизмы госконтроля. Документ разработан в формате Открытого правительства с активным вовлечением предпринимательского сообщества и экспертов. Предложения по доработке законопроекта ко второму чтению сейчас активно обсуждаются на площадке Госдумы. Все идеологические подходы этого документа, касающиеся в том числе риск-ориентированного подхода и профилактики, будут сохранены, отмечают в Экспертном совете.

По материалам НСОПБ